Когда по телеканалу «Россия» шла передача «Синяя птица», устремлялись к экрану и старые, и малые. Кто-то находил в ней вдохновение, кто-то – побуждение к действию.
Все, что происходит на сцене, мы называем творчеством – созданием нового, уникального, неповторимого. Все виды творчества, которые демонстрировали дети, были внешне проявленными. Мы видели их собственными глазами, слушали собственными ушами, реагировали на них своим умом и сердцем.
Но есть другое творчество, которое нельзя ни увидеть, ни услышать, однако оно не менее продуктивно, чем то, которое мы наблюдали. Это творчество называется «чтение».
Что написал писатель, мы видим, а что мысленно представил, на что обратил внимание, о чём задумался, что открыл для себя нового, — это остаётся тайной, пока не поделится он своим впечатлением, пока не расскажет об этом другому.
Входящий в мир книги, — это один человек, а выходящий из неё может стать другим, сотворённым в процессе чтения заново. Художественная книга влияет на душу читателя, нравственно поднимает и возвышает её, побуждает к сопереживанию, ведёт к пониманию самого себя, формирует идеалы, научная книга даёт знания о мире, о жизни общества, природы, снабжает информацией, развивает умственные способности.
Показательна в этом плане французская сказка «Красавица и чудовище», написанная писательницей Жанной-Мари Лепренс де Бомон.
Это история о заколдованном юноше и прекрасной девушке, которая спасает его силой самоотверженной любви. Издание 2011 года, произведённое в Петербурге, с великолепными рисунками Дениса Гордеева, специально предназначено для чтения взрослыми детям, для совместного рассматривания иллюстраций.
Речь идёт о трёх сестрах, мать которых давно умерла, и их воспитанием занимается любящий отец, не жалеющий для этого средств. Но результаты воспитания оказались диаметрально противоположными. Две старшие сестры только и думали о женихах знатных да о драгоценностях и нарядах, а младшей ничего этого не надо было. Люди любовались ею: уж такая она добрая, такая ласковая со всеми, простая и вежливая. Старшие сестры посмеивались над ней, полагая, что она не от мира сего. Она же любила сестер и прощала им зло.
Возникает вопрос: почему в одной и той же семье, при одном и том же воспитателе, при одних и тех же жизненных условиях вырастают дети-антиподы? Ответ находим в строчках: младшая сестра, в отличие от старших, «всё, бывало, сидит да читает хорошие книжки».
Когда случилось ей выручить отца и поселиться в громадном дворце у Чудовища, то радость ей доставила находка: она наткнулась там на множество книг. А это значило, что «не придётся ей скучать на новом месте ни минуточки». И она занялась своим любимым делом – чтением. Она научила грамоте Чудовище, и стали они проводить много часов за чтением книг.
Когда добрая фея расколдовала Чудовище, превратив его в прекрасного юношу, они поженились и жили душа в душу, потому что сердца их были добрые. В сказке каждый раз подчеркивается, что читали они хорошие, чудесные книги.
Хорошая литература помогла героям выстроить стратегию их совместной жизни, определить цели и направить усилия на их достижение. Герои сказки преподнесли читателям уроки семейного счастья.
Из чего же складывается материнское чтение?
Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не просто о чтении, а о чтении хороших, добрых книг, адресованных ребёнку определённого возраста. Если с этих позиций взглянуть на современную художественную литературу для детей, то, кроме чудесной и доброй классики, мы обнаружим совсем другую литературу – о вампирах, мутантах, о разного рода злодеях, кровавых преступлениях, убийствах. Такая литература пугает, а не воспитывает. Эффект её обратный. Она рождает в ребёнке убожество психики, а порой и преступные мысли. Отсюда и патологии в поведении подростков, лишенных настоящей духовной пищи.
Драматург Виктор Розов считал: «Пока человек допускает порок в свои мысли, до тех пор ни счастье, ни смысл жизни не дадутся ему». На вопрос о смысле жизни и счастье человека отвечает вся классическая литература. Она учит не назиданиями — она вовлекает читателя в жизненные ситуации и взаимоотношения людей, предоставляя ему самому решить, что его радует и что отталкивает. В борении чувств и мыслей вырабатывается установка на эталон жизни, на выработку правильных человеческих отношений, которые становятся регулятором его поведения, закрепляются в памяти и действуют как рефлекс.
Материнское чтение начинается с выбора лучших книг для чтения ребёнку. Я как библиотекарь не советую родителям не браться сразу за толстые книги, а начинать чтение с рассказов. С простых рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Носова, В. Осеевой, В. Голявкина, В. Астафьева, В. Драгунского и др. К ним можно присоединить хорошие рассказы современных детских писателей – Сергея Махотина, Ольги Фадеевой, Эдуарда Успенского и других, имена которых маме подскажет школьный библиотекарь.
О рассказе говорят: «Словам тесно, а мыслям – просторно». В нём каждое слово более весомо, чем в повести или романе, в малом их количестве заключено большое содержание, которое и надо донести до ребёнка в процессе чтения. Поможет в этом читающей маме интонация речи, её оттенки, повышение или понижение голоса по ходу чтения, эмоциональная настроенность. Особенно важна смена модуляции голоса при передаче диалогов героев, для выражения индивидуальности каждого говорящего. Однако эффект материнского чтения не только и не столько в выразительности самого процесса чтения, сколько в разговоре с ребёнком по следам прочитанного текста, в обсуждении его. Именно это общение духовной направленности и остаётся в памяти ребёнка на всю жизнь. Оно отличается по своему содержанию от бытового каждодневного семейного общения: сделал ли уроки, сыт ли, то ли надел на себя, что было нужно, не пора ли выключить компьютер и т. п. О каком бы прочитанном произведении ни зашел разговор матери с ребёнком, он касается важных жизненных вопросов, целей и смыслов, характера отношений людей друг с другом, добрых или злых намерений, поведения в целом.
Разговор матери с ребёнком по следам прочитанного не дублирует разговор учителя с учениками на уроке литературы. Учитель, разговаривая с детьми об изучаемом произведении, действует согласно методике, отраженной во ФГОС. Он направляет мысль учеников на поиски ключевых слов в прочитанном тексте, побуждает к составлению плана текста, к заучиванию литературоведческих терминов и понятий, к умению ими пользоваться при анализе произведения, к простому пересказу прослушанного произведения. Воспитательный эффект такого разговора очень мал или сведён к нулю. Его цель – научным языком говорить о литературе, дать ученику знания специальных понятий и терминов.
В отличие от учителя, любая мать более всего заинтересована в воспитании своего ребёнка, в том, чтобы он был добрым, умел общаться с людьми, понимать и разделять их радости и боли, быть милосердным. Чтобы он вырос хорошим, уважаемым человеком, которым можно было бы гордиться, чтобы счастье не обошло его стороной. Эта цель направляет мысль матери и помогает вести разговор в русле тех же задач, какие ставит детский писатель в своём произведении. Он воспитывает читателя не назиданиями, не нравственными наставлениями, а силой художественных образов, отражающих жизненные ценности и смыслы.
Как разговаривать с детьми о прочитанном, возьмем для примера короткий рассказ Валентины Осеевой «Печенье». При всей краткости он содержит, как и любой другой рассказ этого автора, большой материал для разговора с ребёнком о человеческих отношениях в семье, об эгоизме и щедрости её членов – детей и взрослых. Чтение рассказа отнимает пять минут, а обсуждать его можно долго. Рассказы Осеевой не так просты, как кажутся на первый взгляд. Названия их часто обманчивы. Они лишь зацепка, уводящая читателя в текст.
Каждый рассказ с короткими предложениями – своего рода загадка, которую читателю надо разгадать и подумать над ней.
«Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. – Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки. – Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки. – Ровно. Бабушка, налей нам чаю.
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. – Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.- Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.
Итак, рассказ называется «Печенье». Но разве о печенье идет в нем речь? Печенье здесь – лишь повод для разговора о чем-то важном в человеческих отношениях, о которых прямо не говорится. Требуется душевная зоркость читателя, чтобы это важное разглядеть. Вопросы типа викторины, предполагающие правильные или неправильные ответы (сколько человек сидело за столом, сколько из них было детей и сколько взрослых, как звали детей, какие действия совершали сидящие за столом дети и какие – взрослые), здесь не годятся, ответы на них не не касаются главного. Чего? До этого и надо додуматься. Здесь на помощь взрослому должны прийти другие вопросы: — На что обратил внимание Миша, посмотрев сначала на маму, а потом на бабушку? – О чём он мог догадаться, а мог и не догадаться, когда увидел, что мама и бабушка не выпили чай, что они, в отличие от Вовы и Миши, сидели грустные и всё это время молчали? – О чём, по-вашему, думали мама и бабушка? Хорошо ли у них было на душе, если нет, то почему? – Разве печенье в этом рассказе – главное? А если бы вместо него были конфеты или пирожные, изменилось бы настроение мамы и бабушки, наблюдавших за поведением детей? – Что, по-вашему, им не понравилось? – Почему в начале рассказ был радостный, а в конце стал грустный? – Как вы думаете, что надо было изменить в чаепитии, чтобы мама и бабушка были довольны? – Какую житейскую загадку автор предложил читателям разгадать? – А в вашей реальной жизни случаются такие ситуации? Задумывались ли вы о них?
В такого рода разговоре нет слова «воспитание», но если он шёл в правильном ключе, то вывод из него сделает сам ребёнок и вывод этот запомнится ему на всю жизнь.
Иначе может идти разговор о прочитанном, когда он нацелен на активизацию мозговой деятельности: воображения (как ребенок представляет себе героев рассказа, как бы он мог нарисовать их, если бы был художником?), эмоций (какие чувства он испытал при чтении рассказа, кто из героев ему понравился, а кто – нет и почему?), воспоминаний (не случалось ли ребёнку когда-нибудь наблюдать подобное в жизни?), мыслительных способностей (как ребенок оценивает ситуацию, произошедшую в рассказе, как бы он мог изменить её к лучшему?).
Какой бы путь мама ни выбрала, её задача – стать «синей птицей», чтобы помочь уму и сердцу ребёнка «с книжных страниц взлететь» и реализовать себя творчески в изменчивом мире.
Тихомирова И.И. Как синяя птица помогает детям с книжных страниц взлететь. //Школьная библиотека. – 2018. — №1. – С.35-40.