Домашнее чтение. Чтение, которое принесет пользу.
Культура устной и письменной речи в значительной мере определяется качеством и количеством прочитанных книг. Чтение – величайшее достижение человечества, одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует уже не только педагогов, но и родителей. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна, к сожалению, не стала исключением.
Правда, если раньше казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?». Так ли остра потребность в чтении сегодня, когда существует столько альтернативных способов получения информации?
Наши дети – наше продолжение. Воспитывая детей, мы пытаемся не просто научить их говорить, читать, писать и ориентироваться в повседневных ситуациях. Мы хотим привить им свое мировоззрение, передать им свои жизненные ценности.
Почему же нам так трудно сохранить преемственность в любви к чтению? Почему связь поколений нарушается, и наши дети порой удивляют и пугают нас своей «современной» жизненной позицией?
Но если читать так необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи или школы? Сегодня многие социологи и психологи приходят к выводу, что детей не научили любить книги.
Задавая вопрос, как заставить ребенка читать, родитель уже совершает ошибку. Заставить читать с интересом невозможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие учителя изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь их интересной книгой. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках пап и мам.
Васёв Д.В., старший преподаватель кафедры сценической речи Пермского государственного института искусства и культуры, в своей статье рассматривает влияние чтения художественной литературы, культуры речи на успехи в учебе и поведение детей. В детских садах, школах, училищах, техникумах, вузах (возраст респондентов от 6 до 25 лет) г. Перми было проведено исследование с целью определения степени потребности в чтении и характера воздействия чтения на обучение и социальное становление личности.
Он пишет, что в недалеком прошлом чтение книг считалось одним из значимых показателей общей культуры личности. Несмотря на то, что сегодня на книжном рынке изобилие литературы различных направлений и жанров, молодежь в основном читает только учебную литературу. Подготовка к выпускным/вступительным экзаменам заставляет больше работать с художественной и научной литературой, поневоле и читать приходится больше. Один из опрошенных признался: «Мама убрала телевизор, и я, сначала неохотно, начал читать книги, потом втянулся, и оказалось, что это очень интересно».
Юношей интересуют книги по профессии, приключенческие, фэнтези, книги о спорте, рыбалке, туризме. Девушки читают больше юношей, и их в процессе чтения волнуют сюжет, интриги, взаимоотношения героев, направления моды.
Наличие практически у всех школьников и студентов домашнего компьютера не является гарантией качественной подготовки к активному участию в образовательном процессе. Зрелищные формы проведения досуга – Интернет и телевизор – постепенно вытесняют чтение, и оно перестает быть формой получения социального опыта, когда через образы книжных героев формировались культурные качества личности. Компьютер в основном дает уже готовую, адаптированную информацию, а чтение требует времени, внимания, сосредоточенности, воображения, самостоятельного осмысления. При работе с книгой развиваются аналитические способности, которые тесно связаны с процессами познания, усвоения и накопления знаний. Если с детства компьютер использовался в основном для игр, то мелькание «картинок» отнюдь не концентрирует внимание, не развивает память, аналитическое мышление. И это впоследствии скажется на учебной активности в школе, вузе.
Основными требованиями, которые предъявляются к информационным источникам, являются объем, достоверность, надежность, быстрота, точность. По мнению респондентов, таким требованиям, как объем и быстрота, отвечает Интернет, а вот достоверность, надежность и точность больше соответствуют книге. Большая часть опрошенных (68%) используют компьютер для развлечения (игры, «гуляние» по сайтам и т.д.), 15% — виртуально общаются, 17% — используют Интернет для учебы и работы.
Исследование показывает, что родители часто перекладывают воспитательные функции на образовательные учреждения, а те, в свою очередь, ввиду того что обучение и проведение досуга коллективные, не могут удовлетворить индивидуальные желания подростка.
Культура отношений, речи, организация труда и отдыха в семье, школе, вузе сильно зависят от культурного и морального состояния общества в целом, которое, в свою очередь, в значительной степени влияет на развитие и поведение личности. Участившееся повсеместное употребление ненормативной лексики можно рассматривать как одну из форм девиантного поведения. В детском саду дети еще довольно бесхитростны, их ответы искренни. Вопрос для дошкольников звучал так: «Знаешь ли ты плохие, бранные слова, говоришь ли их сам?» — 64% ответили «да». На вопрос, употребляют ли ругательные слова в семье, 88% опрошенных сказали «да». Кто говорит матерные слова? Мама – 14%, папа – 30%, бабушка – 6%, дедушка – 0%, никто – 12%. 70% родителей сквернословят в семье и только в 12% семей скверные слова – табу. Родители часто выясняют отношения, не обращая внимания на маленьких детей. А зря! Маленькие дети, занимаясь своими делами, даже находясь на расстоянии, чутко прислушиваются к разговорам взрослых, перенимая, часто бессознательно, слова, интонацию, манеру речи. Только 16% опрошенных услышали ругательные слова в детском саду и на улице, остальные 84 % — в семье.
В начальной школе и младших классах дети 8 – 13 лет, стараясь заслужить одобрение взрослых, контролируют свою речь, постепенно привыкая говорить правильно.
В 14-16 лет, когда все чувствуется обостренно, возникает масса противоречий: с собой, с родителями, с обществом. Высокий показатель (60%) говорит о том, что в данном возрасте сквернословие – своего рода защитная реакция, иногда бравада. Подростки даже не замечают, что и как они говорят, так как не чувствуют осуждения окружающих, общества. Следовательно, примитивизм речи, сквернословие закладываются в семье, потому что родители недостаточно внимания уделяют развитию речи, воспитанию детей, больше думают о материальном обеспечении, чем о духовной общности с ребенком.
Школьники младших и средних классов отметили, что те, кто лучше читает, лучше отвечают и учатся, свободнее общаются со сверстниками, быстрее находят общий язык со взрослыми. Молодежь в возрасте 20-25 лет считает, что недостаточно свободное владение языком не только мешает успешно учиться, общаться, но и служит препятствием при устройстве на работу. Откуда же крайняя бедность, примитивизм речи? От недополученной в детстве и юности необходимой словесно-речевой подготовки, отсутствия речевой практики, от чрезмерного увлечения виртуальным пространством.
За 25 лет перестройки выросло новое поколение родителей. Очевидно, что сейчас надо начинать работу по воспитанию родителей, возрождая старые и открывая новые пути воздействия на них, обучая их самому сложному – быть родителями. Дети, получившие родительскую любовь и внимание, становясь старше, уже будут самостоятельно развивать в себе все положительное, что было заложено в первые годы их жизни. В детском саду желательно больше внимания обращать не на дошкольное обучение грамоте, письму, арифметике, а на развитие речи, привитие активного слушания чтения книг с последующим пересказом; разучивание стихотворений, развитие устного творчества детей. На примерах литературных произведений воспитывать в детях доброту, совестливость, честность, чувства долга, чести, подчеркивая, что эти человеческие качества ценились и будут цениться всегда. В начальной школе надо бы перейти от скоростного чтения к чтению с выражением, осмысленному, приучать детей заучивать основные правила правописания, счета, чтения наизусть, что, с одной стороны, позволит затем пользоваться ими автоматически, а с другой – развивает память.
Огромную роль играет совместное чтение. Не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье, в классе – это занятие, которое сближает. Читать ребенку – это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.
Разрыв связи поколений может привести к общественному, а затем и природному коллапсу. Жизнь показывает, что настоящая война между поколениями начинается уже в семье, постепенно выплескивается на улицы, охватывает властные структуры. Качество жизни детей, отношение их к себе и к окружающему миру, уровень развития всех сфер их психического состояния являются своеобразным, но точным показателем жизни родителей. Ребенок, который воспитывался в безответственной, агрессивной среде, в культе крайнего детского эгоизма и индивидуализма, будет несчастлив сам и не даст счастья другим. «Отстранение» родителей от активного воздействия на процесс выбора их детьми образа жизни неминуемо приведет к снижению моральных, нравственных устоев, потере ценностных ориентаций. Отсутствие или снижение роли старшего поколения в воспитании ведет к неминуемой деградации младшего. В отношениях поколений проявляется дух семьи, города, страны, общества в целом. Каждое новое поколение имеет своих героев, свои образы и идеалы, знаковые фигуры времени. Отсвет поколения отражается и на всех живущих, которые любят их, подражают им. Только взаимосвязь поколений позволит воспитать, понять и оценить человека. Д.С. Лихачев писал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного чтения, должны быть подобраны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.
Родители должны быть готовы к любым вопросам и обсуждению книги, т.е. знать содержание книги. Если же ребенок не хочет обсуждать прочитанное, заставлять не надо, чтобы не разрушить целостное впечатление от произведения и не отбить у него охоту к чтению. А если он хочет пересказать книгу, надо найти время и силы для того, чтобы выслушать его, задать несколько вопросов, предложить ему поделиться своим мнением…
Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить категориями высшего порядка, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать принимать решения, способствует формированию собственного, уникального философского взгляда на мир. Для того, чтобы научить ребенка любить книги, недостаточно благих намерений и родительских нравоучений. В первую очередь важно, чтобы мы, взрослые, сами любили читать. Дети, которые регулярно видят в руках у близких книги, рано или поздно заинтересуются ими безо всяких понуканий.
Так давайте читать – вместе и в одиночку, вслух и про себя!
Но читать только хорошие книги, выбирать качественную литературу, в том числе современную. «Трудные темы», поднимаемые многими современными авторами в произведениях для детей (особенно зарубежных авторов), противопоказаны детям в силу определенных возрастных особенностей детской психики и законов педагогики. Эти темы разрушают самое главное в культуре нашего народа – преемственность положительных ценностей от поколения к поколению.
Нужно тщательнее следить за книжными новинками и стараться предотвратить встречу ребенка с книгой, чтение которой не принесет ему пользы.
Свободное, осмысленное чтение – залог развития ребенка, его успешности в учебе, социальном становлении.
Литература:
- Васёв Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социализации становления личности /Д.В. Васёв. — //Воспитание школьников. – 2011. — №10. – С. 9-14.
- Делова А. Чтение, которое не принесет пользы /А. Делова. — //Духовно-нравственное воспитание. – 2015. – №1. – С. 55-58.
- Морозова Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовно-нравственного воспитания /Г.А. Морозова. — //Методист. – 2015. -№1. – С.40-41.